sazikov (sazikov) wrote,
sazikov
sazikov

Categories:

«Оттепель» на Крымском валу



Вернувшись с презентации выставки «Оттпель», открывшейся сегодня в Новой Третьяковке на Крымском валу, спешу поделиться с вами увиденным. Как пишут организаторы «это первая масштабная выставка, посвященная эпохе, которая охватывает период с 1953 года, когда после смерти И. В. Сталина произошли первые амнистии политических заключенных, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию окончательно развеял иллюзии о возможности построения социализма с "человеческим лицом". Экспозиция выставки состоит из семи тематических разделов, в которые на равных интегрированы самые разные артефакты: произведения живописи и графики, скульптура, предметы быта, образцы дизайна и фрагменты художественных фильмов». Предлагаю вам, вслед за мной, проследовать по залам. Снимков много, но показываю я не все, чтобы осталось чему удивляться тем, кто захочет посмотреть на всё это вживую. Качество тоже не очень получилось, а редактировать я ничего не стал, показываю в том виде, как вышло.


Как известно, всякая презентация начинается с бесплатного буфета, где есть что выпить и закусить.





Выставку посетило высокое начальство. Здесь Ольга Голодец с директором ГТГ Зельфирой Трегуловой и представителем РЖД.



Несколько слов перед торжественным разрезанием красной ленты.



На импровизированной сцене организаторы, покровители и спонсоры выставки.



Гости внимательно слушают. Среди них замечен профессор МГУ и Строгановки Владимир Борисович Кошаев.



Первый раздел выставки "Разговор с отцом". Напряженный диалог поколений в послевоенном советском обществе подогревался двумя темами, о которых многие предпочитали молчать: правда о войне и правда о лагерях. История оттепели — это история процессов реабилитации, которые начались сразу же после смерти И. В. Сталина.









Следующий раздел - "Лучший город Земли". Город в эпоху оттепели — это основное «место действия», место соприкосновения приватной и публичной сфер: жители этого города пока что не замкнулись в маленьких квартирах перед телевизором, не ушли на кухни (как это произойдет в 1970-е), и город выполняет для них функцию общественного форума или «большого дома» — это пространство для застолий во дворе, танцев и чтения стихов на площадях и в парках.

















Далее - "Международные отношения". Противостояние СССР и США определило политическую картину мира во второй половине XX века. Холодная война и угроза ядерного уничтожения оказали решающее влияние на культурное мышление этого времени. Две сверхдержавы соревновались не только в гонке вооружений, но и в пропаганде своего образа жизни на международных выставках и в средствах массовой информации.



Фестиваль:



















Далее - "Новый быт". Обещание обеспечить каждую семью отдельным жильем, соответствующим требованиям гигиены и культурного быта, было закреплено в новой программе партии 1961 года. Общество, которое через 20 лет должно было жить при коммунизме, в качестве одной из главных целей имело создание комфортного частного быта. Вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов «Художник — на производство»: мир советского человека должен быть улучшен с помощью предметно-бытовой среды, и художникам-дизайнерам необходимо воспитать у граждан «правильный» вкус в противовес «мещанству».































Открытое пространство в центре экспозиции организаторы назвали площадью Маяковского.





Раздел "Атом — космос". Атом и космос — как самая малая и самая большая величины — определяют диапазон мышления шестидесятников, устремленных в будущее, которое наступит уже завтра. Массовизация высшего образования и развитие научных институтов порождают новых героев времени — студентов и ученых. С запуска в 1957 году «Спутника-1» космос завладевает умами и становится одной из главных тем в советской культуре, затрагивая не только живописные или поэтические произведения, но и дизайн бытовых предметов и приборов.







Сотрудники института физических проблем - члены семьи Капицы:













Раздел "Освоение". В пропагандистской кампании, которая сопровождала освоение целинных земель, эксплуатировалась «романтика дальних странствий», стремление к самоутверждению и самостоятельности. Освоение также ассоциировалось с идеей «массовизации» героизма тяжелых «трудовых будней» на всех широтах Советского Союза, на масштабных стройках, на целинных землях Казахстана, в лесах Урала и Сибири. Художники и поэты отправлялись в творческие командировки на стройки и на целину, чтобы запечатлеть «молодых романтиков».









Заключительный раздел "В коммунизм!". В 1961 году на XXII съезде КПСС в своем выступлении Н.С. Хрущёв пообещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Успехи в освоении космоса и новые научные открытия стимулировали воображение, и в культуре 1960-х можно найти множество футуристических прогнозов, похожих на те, что делались в период первого революционного десятилетия. Идеи роботизации процессов производства частично реализовывались на практике, и это позволяло думать, что люди недалекого коммунистического будущего смогут позволить себе заниматься только самосовершенствованием и творчеством в самых разных сферах.

















С коммунизмом я что-то не очень понял, что хотели сказать организаторы. Видимо выставка требует более внимательного и вдумчивого прочтения.
Несколько общих, панорамных видов:







Пора на выход:






Tags: ГТГ, Москва, выставки, графика, искусство, история СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment