sazikov (sazikov) wrote,
sazikov
sazikov

Categories:

Архитектура, дизайн и культурная среда 1960–1980-х гг. 100 лет Ю.Б. Соловьеву



27–28 февраля 2020 года в Российской академии художеств и МГХПА им. С.Г.Строганова проходил Круглый стол и Международная научная конференция, посвященные 100-летию со дня рождения известного деятеля советского дизайна Юрия Борисовича Соловьева. Докладчики попытались раскрыть личность Соловьева, его деятельность, культурную ситуацию второй половины ХХ века в СССР и России, направления и проблемы современного российского дизайна.
Московский музей дизайна — один из организаторов этого научного форума — вел видеозапись Круглого стола в РАХ, где собрались ветераны ВНИИТЭ, лично знавшие Ю.Б.Соловьева и поделившиеся своим опытом общения с этой выдающейся личностью. Видео можно посмотреть по этой ссылке. Сборник трудов конференции можно скачать здесь. Фоторепортаж с Круглого стола и Конференции приведен ниже.




Открыл заседание Круглого стола Андрей Леонидович Бобыкин. В своем докладе он рассказал о вкладе Юрия Борисовича Соловьева в зарождение, становление и развитие отечественной системы государственного дизайна.



Виктор Григорьевич Калинин рассказал о значении и роли Ю.Б.Соловьева в своей жизни и профессиональном становлении.



Об особом даре Ю.Б.Соловьева находить таланты и содействовать их развитию и становлению рассказал Юрий Владимирович Назаров.



Владимир Федорович Рунге рассказал о деятельности Ю.Б.Соловьева, основателя и директора Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), и его роли в становлении и развитии отечественного дизайна. Привел малоизвестные факты о Ю.Б.Соловьеве, уделяя особое внимание последнему периоду его жизни.



Игорь Андреевич Зайцев поделился своим взглядом на личность Ю.Б.Соловьева, уделяя особое внимание вопросу переподготовки кадров дизайна, в котором Соловьев принял активное участие.



Владимир Филиппович Сидоренко высказался о необходимости продолжить историю дизайна в России, прерванную с уходом Ю.Б.Соловьева.



Елена Игоревна Рузова зачитала доклад Дмитрия Арнольдовича Азрикана, ныне проживающего в США. Азрикан в своем докладе раскрыл роль руководителя ВНИИТЭ — Юрия Соловьева в организации и проведении международных проектных семинаров «Интердизайн». Подчеркнул важность совместной творческой деятельности при разработке новых проектных концепций в дизайне.



Сергей Иванович Серов рассказал о сложной и противоречивой личности Ю.Б.Соловьева, своих контактах с ним и ВНИИТЭ, сделав акцент на культурной среде эпохи.



Светлана Вагаршаковна Мирзоян рассказала об уникальном научно-исследовательском институте — ВНИИТЭ, созданном всемирно известным дизайнером Юрием Борисовичем Соловьевым. О его «команде», куда входили специалисты экстра-класса, владеющие современной ситуацией, методически грамотные. О журнале «Техническая эстетика», о его создателе и главном редакторе Ю.Б.Соловьеве и о заместителе главного редактора Светлане Сильвестровой, о Рижском СХКБ, о работах латышских дизайнеров, которые явились ценным вкладом, солидно дополняющим промышленный дизайн СССР.



Игорь Николаевич Лысенко рассказал о своей работе в секторе «Дизайн-программ и перспективного проектирования» Д.А.Азрикана во ВНИИТЭ.



Ольга Григорьевна Яцюк рассказала об ученом совете ВНИИТЭ и роли Марии Марьяновны Калиничевой в его деятельности.



Александра Николаевна Санькова рассказала о своем знакомстве и дружбе с Ю.Б.Соловьевым, сделав акцент на визионерском мышлении Соловьева и его роли в становлении «Московского музея дизайна».



На следующий день в МГХПА им. С.Г.Строганова состоялась Международная научная конференция, посвященная 100-летию Ю.Б.Соловьева. Открыл конференцию Александр Николаевич Лаврентьев докладом «Направления теоретических исследований в сфере дизайна 1970-1980-х гг.», где описал этапы развития исследований в области теории дизайна, проводившиеся в Советском Союзе и Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ), созданном при участии Соловьева и возглавлявшемся им с 1962 года.



Владимир Рувимович Аронов в докладе «Ю.Б. Соловьев и международные связи в дизайне 1960–1980-х годов» рассмотрел роль Ю.Б.Соловьева в установлении многоаспектных международных связей, важных для формирования отечественной системы художественного конструирования в 1960–1980-е годы. В ежемесячном бюллетене, а затем журнале ВНИИТЭ «Техническая эстетика» широко информировали о задачах и приоритетах мирового дизайна. По инициативе Соловьева их дополняли многочисленные переводы наиболее важных зарубежных публикаций, посвященных технической эстетике, и специальные обзоры текущей практики, которые распространялись по филиалам ВНИИТЭ и самостоятельным отраслевым СХКБ (Специальным художественно-конструкторским бюро). Докладчик отметил значение, которое придавал Соловьев организации многих выставок современного дизайна в нашей стране и аналогичных отечественных выставок за рубежом, а также приглашениям с лекциями ведущих зарубежного дизайна. По инициативе Соловьева были организованы международные практические семинары «Интердизайн». Особое значение имело избрание Соловьева вначале вице-президентом, а затем очередным президентом ИСКИД (Международный совет обществ по промышленному дизайну) и проведение Конгресса ИКСИД в Москве (1975).





Владимир Борисович Кошаев в докладе «Историческая реабилитация феномена искусства средствами теории дизайна и декоративно-прикладного искусства» показал, что классическое искусствоведение испытывает сегодня трудности в оценке современных художественных произведений, ввиду образно-типологической специфики объекта и предмета исследования и эмоционально-ассоциативной природой художественного объекта. При этом теория художественно-промышленного искусства и искусствоведение в сфере прикладного и декоративного искусства сформировались в контексте системных задач, охватывающих критерии и факторы, которые могут быть применены к оценке практически всех художественных произведений. Для этого важно уяснить специфику искусствоведения по отношению к философии искусства и эмпирический характер связи теории и практики искусства.



Светлана Вагаршаковна Мирзоян в докладе «38 лет назад…» повторила основные тезисы своего выступления на Круглом столе.



Александр Вячеславович Уваров в докладе «Проблема исследования визуального мышления в работах ВНИИТЭ 1970–1980-х годов» рассмотрел историю исследования проблемы визуального мышления в Советском Союзе в 1970–1980-е годы. Обозначил ключевые этапы, осветил наиболее важные труды, описал методы исследовательской работы отделов Всесоюзного Научно-исследовательского Института Технической Эстетики.



Александр Васильевич Шаповал в докладе «Конструктивные и эстетические особенности дизайн-программы электронных измерительных приборов 1980-х годов» рассмотрел конструктивные и эстетические особенности дизайн-программы электронных измерительных приборов, показал степень результативности выбранных методов синтеза композиций базовых художественно-конструкторских решений в 1970–1980-х годах.



Владимир Васильевич Виноградов в докладе «Специфика и методы работы отделов дизайна ВНИИТЭ» представил короткое изложение фрагментов деятельности проектных отделов ВНИИТЭ в середине 1980-х годов прошлого века на примере ряда работ. Докладчик отметил специфику одного из проектных подходов, носящего зачастую экспериментальный характер.



Сергей Михайлович Михайлов в докладе «Дизайн-программа для города (отечественный опыт 1970–1980-х комплексной организации предметно-пространственной среды)» рассмотрел проекты монуменально-декоративного, архитектурно-художественного оформления города, получившие распространение у нас в стране в кон. 1970-х — 1980-х гг. и ставшие развитием идей средового подхода в архитектуре и дизайне города. По уровню сложности решаемых задач, широте и глубине предпроектных исследований такие проекты комплексного архитектурно-художественного оформления города можно сравнить с разработкой его генерального плана, а по многоуровневости и комплексности охватываемых задач — с дизайн-программой.



Элеонора Михайловна Глинтерник в докладе «Ленинградская школа прикладной графики в социокультурном контексте искусства 1960–1980-х годов» рассказала об истории развития ленинградской школы прикладной графики в период 1960–1980-х годов. Были рассмотрены социокультурный контекст и условия, в которых формировались новые принципы и художественные задачи в графическом дизайне этого периода. Показаны жанровое многообразие прикладной графики, отмечено творчество ведущих мастеров, работавших в этой области искусства.



Елена Владимировна и Наталья Михайловна Сокольниковы в докладе «Национальный аспект советского дизайна и формирование системы региональных филиалов ВНИИТЭ» рассмотрели влияние национального и регионального аспектов на процесс формирования советской системы дизайна на примере анализа деятельности региональных филиалов ВНИИТЭ 1960–80-х гг, а также серии выставок, демонстрирующих достижения дизайна в отдельных регионах СССР, организованных в московском ЦТЭ. Отдельно был исследован процесс осознания значимой роли национального аспекта в формировании региональных школ советского дизайна, происходивший на уровне теоретических исследований и практических разработок советских искусствоведов и дизайнеров, сотрудников ВНИИТЭ 1970–80-х годов.



Мария Терентьевна Майстровская в докладе «Дизайнерская деятельность Всесоюзного проектно-конструкторского и технологического института мебели (ВПКТИМ) 1960-1980 гг.: выставки, конкурсы, проекты, мастера» рассказала о Всесоюзном проектно-конструкторском и технологическом институте мебели, легендарном ВПКТИМ, который был ведущим проектным подразделением в мебельном дизайне страны. Мария Терентьевна осветила вопросы организации института, крупнейшие выставки, предпосылки его создания и структура, состав отделов и функции. Докладчиком приведены важнейшие критерии и подходы в проектной деятельности, связь проектов с промышленным производством и материалами, которые обусловили новые формы и новый дизайн отечественной мебели 1960–80-х годов, инициированный грандиозным жилищным строительством и новыми технологиями.





Доклад Анастасии Владимировны Дубровской «Кафедра «Программный дизайн» ЛВХПУ им. В.И. Мухиной — СПГХПА им. А.Л. Штиглица. Возникновение, история, дипломные проекты» посвящен кафедре программного дизайна, возникшей на базе Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И.Мухиной в середине 1970-х годов. Рассматриваются предпосылки создания кафедры, выявляются основные этапы ее существования, оценивается ее значение в аспекте подготовки кадров дизайнеров нового профиля, анализируются учебные программы, обеспечивающие их подготовку. Особое внимание уделяется специфике реализации методики преподавания на кафедре программного дизайна ЛВХПУ имени В.И.Мухиной; прослеживается роль Е.Н.Лазарева и других преподавателей в деятельности кафедры программного дизайна. В качестве примера конкретных плодотворных результатов работы данной кафедры приводятся дипломы ее выпускников.



Ольга Михайловна Санду в докладе «Дизайн-программа и генезис проектного сознания» рассмотрела метод дизайн-программ, раскрывающий суть проектного сознания и его характеристик: системность, концептуальность, архетипичность, художественная образность, программируемость, способность к моделированию, динамичность. Генезис проектного сознания предполагает преемственность дизайн-программы и более ранних типов культурно-художественных программ.





Алексей Дмитриевич Александров в докладе «История дизайна экспортной бутылки «Русской водки», разработанной под руководством Ю.Б. Соловьева (1969–2011 гг.)» осветил основные этапы совместной с Ю.Б.Соловьевым работы над дизайном экспортной бутылки водки.



Римма Михайловна Байбурова в докладе «Смена парадигм в отечественном дизайне интерьера. Конец 1950-х — 1980-е годы» сопоставляет интерьеры в СССР и на Западе. С начала 1930-х годов СССР порывает с общемировым модернизмом, ставка делается на ар деко, но во второй половине 1950-х он вновь обращается к модернизму. В это время на Западе становится очевидным, что модернизм исчерпал свой ресурс; с 1970-х годов там утверждается стиль масс. В СССР в 1960–1980-е годы торжествует модернизм. В начале 1990-х преемница СССР Россия присоединяется к общемировому процессу.



Азат Рофилевич Романов в докладе «Система художественного конструирования средств транспорта в Удмуртской Республике в 1960–1970-е годы» рассказал о практике художественного конструирования транспортных средств в Удмуртской Республике. Докладчик определили этапы эволюции школы дизайна средств транспорта, показал взаимодействие между мировыми и региональными школами. Рассмотрел влияние ведущих проектных институтов, привел примеры сотрудничества с НАМИ и ВНИИТЭ. Рассмотрел в общемировом контексте перспективные модели автомобилей. Предложил эволюцию пластического языка фирменного стиля ПО «ИЖМАШ». Уделил внимание синтетическим направлениям проектной деятельности (мотомашины).



Юрий Павлович Волчок выступил с докладом «Конкурс 1961 года на проект Всемирной выставки в Москве 1967 года: к вновь сложившемуся взаимоотношению понятий «строительное искусство» и «техническая эстетика».





Людмила Борисовна Фрейверт в докладе ««Король Лир» Е.Енея, Г.Козинцева и Д.Шостаковича как проект предметно-пространственной среды в культурном контексте 1960–1970-х гг.: синтез минимализма и arte povera» рассмотрела работу создателей фильма «Король Лир» — Е.Енея, Г.Козинцева и Д.Шостаковича — как уникальный пример коллективного проектного творчества. Автор выявляет его связь с современным ему культурно-историческим контекстом и с искусством прошлого. Определяет общие формально-стилевые принципы визуально-пространственного и музыкально-пространственного решения. Поставленные проблемы человека в индивидуальном бытии и в истории не содержат прямых отсылок на проблемы технической эстетики и эргономики, но являются частью той духовной атмосферы, в которой зародился и действовал ВНИИТЭ.




Tags: МГХПА им. С.Г. Строганова, Москва, РАХ, Строгановка, конференции, наука
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments